Вместе мы Фруктовый сад.
Прочел тут интервью с Александром Захаровым и призадумался. Выходит, не мне одному кажется - вон и Mr.XX заметил. Не так что-то в лыжебордическом Интернете, ох не так! Но дело, похоже, отнюдь не в упадке профессионализма, огорчившем уважаемого коллегу. И уж тем более, не в других людях, приходящих в горные лыжи - эти самые другие и раньше приходили, и ничего страшного. В большинстве своем, быстро ушли, оставшиеся же с годами превратились в самых что ни на есть каких надо.
Но попса-то и в самом деле переливается через край. Стоит зайти на крупный лыжебордический сайт - глаза разбегаются: то тебе британские ученые с новейшими открытиями, то всякая трогательная живность с рождественских открыток, а то и сенсации вроде того, что Линдси Вонн выгнала-таки своего непутевого.
Да это бы еще ничего - эка невидаль, попса. Настоящая беда в том, что заняты креативным промыслом отнюдь не беззвестные дилетанты. Смотришь на некоторые подписи и диву даешься. И совсем уж невеселые мысли приходят в голову.
Что же такое "лыжебордический Интернет", и куда его, в самом деле, несет?
Появился он в самом конце XX века, и махрово расцвел как раз в эпоху героической карвинговой революции. Замечу: на этот раз Россия ни на шаг не отстала, и первый отечественный лыжебордический сайт появился аж в 1995 - за три года до монументального epicski.
Горные лыжи в СССР были известны, считай, всегда, но до конца 70-х не пользовались особой популярностью и уж тем более, не считались престижным занятием. Завидев на улице редкого горнолыжника, праздная публика задавалась разве что риторическим вопросом о ломании конечностей. В самом крайнем случае, задумывалась о дороговизне пустого занятия, но не более того.
Однако, в 80-е ситуация изменилась: горные лыжи стали потихоньку входить в моду и заметно прибавлять в цене, затем появилась особая разновидность фарцовщиков, паразитирующих на горнолыжном снаряжении. Ну а где фарцовщики - там и престижность. За престижностью - мода, спрос, и по кругу.
Так или иначе, но в первые годы после СССР в горных лыжах сложилась характерная ситуация: появились люди с деньгами, жаждущие освоить то, что в их глазах служило признаком элитарности. Например, остромодный горнолыжный отдых. Деньги, спрос, предложение, воспрявшие фарцовщики, в одночасье превратившиеся в бизнесменов... Разных лыж стало много, к ним добавились доски, а затем и множество вспомогательных штуковин. Да и границы открылись - добро пожаловать в Альпы, в Гималаи, в Анды, куда денег хватит.
Российский лыжебордический Интернет родился не потому, что кому-то пришла в голову счастливая мысль. Он просто не мог не родиться - слишком велика была насущная потребность обмениваться информацией. Куда съездить покататься? Какую снарягу купить, где, почем? Как, блин, на ней кататься-то, в конце концов?
Потом грянула карвинговая революция, сложность освоения снаряда перестала отпугивать случайных соискателей. Популяция принялась множиться кроличьими темпами, и свежая кровь вливалась рекой - не слишком совместимая, но безусловно доминантная. Подоспели и сноубордисты, еще не расставшиеся тогда с родной панк-культурой. Процесс пошел.
Лыжебордический отдых стал по-настоящему массовым, и средний катальщик полностью уравнялся со средним по человечеству. Стал, попросту говоря, охломоном - человеком охлоса, т.е. массы. В принципе, ничего страшного в этом нет. Охломон не слишком злокознен и не обязательно глуп - напротив, уровень его интеллекта может быть весьма высоким. Правда, пользуется он им с большой осторожностью и в безлюдных местах.
Охлос меняется вместе с эпохой - куда она, туда и он. Прикажет эпоха собирать камни - собирает, прикажет разбрасывать - разбрасывает. А за окном-то XXI век, эпоха приказала радостно потреблять легкоусвояемое - так ей, эпохе, удобнее. Охлос потребляет и нахваливает. Некоторых тошнит, но из последних сил держатся.
Интернету же отводится особая роль.
Дедушка Ленин еще когда говорил, что газета - коллективный агитатор и организатор. Но время теперь другое, и на смену газете пришел Интернет, ставший и агитатором, и организатором, и кладезем знаний, и высшей инстанцией. Говоря попросту - нервной системой общества потребления.
Знаете, что такое лайк в социальной сети? Отнюдь не знак согласия или одобрения! Это индикатор организованности охломона, т.е. приближения к тому, что Клиффорд Саймак давным-давно назвал "нулевым потенциалом". Чем больше лайков, плюсиков или виртуальных друзей, тем более верной дорогой идет товарищ. Казалось бы, можно мимикрировать и затаиться до лучших времен, да не тут-то было. Повторяй почаще положенное, считай плюсики и не заметишь, как оно покажется своим, кровно выстраданным. Куда там пресловутому зомбоящику! Так, детская игрушка.
Естественно, виртуальный лыжебордический мирок живет по тем же законам. Стандартизованный лыжебордер выгоден всем: производителям снаряги, курортам, инструкторам, рекламщикам, лыжебордическим сайтам, всем. Да и авторам выгоден стандартный читатель, который массово радуется и негодует по стандартным поводам, смеется стандартным шуткам и задает стандартные вопросы. Зачем нужны на лыжебордических сайтах британские ученые-идиоты? Просто-напросто затем, что они присутствуют на всех остальных.
Флагманские ресурсы, кстати говоря, давно обзавелись кнопочками с прикольными рожицами, плюсиками и минусиками. Не возжелай странного - будут тебе плюсики. Ну а возжелаешь - извини.
Например, для чего люди катаются? Если для удовольствия и отдыха - это странно и подозрительно. Человек должен не отдыхать, а "оттачивать технику" или "тестить снаряжение" - это хорошо и заслуживает плюсика. Как там, помнится, было в старом фильме? "Не для счастья живут, а для совести!" А за странное жирный минус. Пока. А там посмотрим.
Или, к примеру, кататься по буграм. Не вздумай! Нехрен лезть туда, где снаряге неудобно! Рассекай вельвет, радуйся и не отрывайся от коллектива. Испортился вельвет к обеду - достань айфон, зайди на сайт и расскажи об этом своем приключении - заработаешь много лайков и испытаешь счастье быть фруктом из сада.
Что же удивляться, когда опытный райдер, на моих глазах спускавшийся черт знает откуда на ободранных Elan'ах, вдруг начинает убедительно вещать о недопустимости подобных выходок и их смертельной опасности? Нельзя же, в самом деле, приближаться к пухляку на лыжах без рокера. Или шириной меньше 15 сантиметров. Да, желал странного по молодости, но чистосердечно раскаялся. Вот тебе плюсик за это.
Помимо лайков, стимулирующих взаимовыгодный коллапс разума, Интернет обзавелся и мемами, вовремя нейтрализующими опасное вольнодумство. Прямыми их предками являются, по-видимому, политические лозунги и рекламные слоганы, но возможности мемов несравненно шире.
Проникнув в остро обсуждаемый вопрос, мем размножается и совершенствуется, пока его потомки не приобретут законченную обтекаемую форму, годную для заучивания наизусть и не поддающуюся логическому анализу. В конце концов, собеседники переходят на обмен исключительно мемами - обсуждаемый вопрос приобретает кристальную ясность и в дальнейшем не нуждается в осмыслении.
Одно время, помнится, никак не мог понять: почему, обсуждая какую-нибудь острокатательную тему, оппоненты аргументируют свои как бы мнения многократным повторением одних и тех же глуповатых припевок. А это и есть мемы, как раз занятые вытеснением мыслей. А то мало ли чего? Сегодня позволил себе мысль, завтра усомнился, а там, глядишь, и странного возжелал.
Что же остается интернетному журналисту, пишущему в массы? Одни некогда актуальные темы наглухо блокированы мемами и уже не могут быть подняты. Другие слишком расходятся с руководящей линией охлоса и чреваты групповым неодобрением. Третьи выходят за стандартные рамки и просто-напросто непонятны - читатель поморщится про "много букаф" и опечалится. Чего доброго, на плюсик не нажмет.
Так и появляются на лыжебордических сайтах обзоры курортных кабаков, светские сплетни и протухшие новости с других сайтов. В дружной интернетной семье это давно не считается не только что плагиатом, а и просто заимствованием. Пожевал сам - передай товарищу, ему тоже лайки не помешают.
Да и новости лыжестроения туда же. Лыжа вдруг решила обзавестись рокером - сенсация, революция и неописуемые возможности. Если же решит избавится от опостылевшего загибона - будет еще сенсационней и круче, еще больше возможностей. Продвинутый эксперт всегда сумеет объяснить данный парадокс.
Иногда, правда, сболтнет лишнего, расчувствовавшись: мол, и без всего этого катались, и получше, небось, чем... Но быстро вспоминает священный долг и берет себя в руки. Лайки, плюсики... Эти самые еще... фоловеры.
А молодцы, что ни говори, эти британские ученые! Всегда открывают именно то, что легче всего плывет по мэйнстриму. А что врут безбожно - так это ничего. Народу нравится.
Понимаю-понимаю. Букаф много.
Skipper
Интервью с Александром Захаровым