Ski-Pro.Ru
Клуб любителей горных лыж
ГлавнаяГлавная   ГлавнаяФорумы   ФотоальбомыФотоальбомы   Статьи - горные лыжи и сноубордСтатьи   Горнолыжный атлас мираАтлас   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   РегистрацияРегистрация
  • Сага о лыжнике. Автор Skipper.

    Если на время прогнать желание сравнивать, оценивать и спорить, истощающее душевные силы, а взамен внимательно наблюдать происходящее вокруг и внутри, появится шанс испытать нечто совершенно особенное... Даже если приходилось видеть и совершать невероятные вещи.

    Петер Бушар
    Все началось как обычно. В 1950 году в городе Йёнчёпинг на юге Швеции родился мальчик, которого назвали Петер. Он вырос, окончил школу и пошел в армию - как все. Да и не было в Петере ничего выдающегося... Разве что хорошо катался на горных лыжах, а в школе любил уроки рисования.
    Демобилизовавшись в 1971 году, Петер Бушар не стал долго думать о выборе жизненного пути, а сел в поезд и махнул на самый север Швеции, в Лапландию. На курорте Риксгрансен как раз не хватало персонала, и за следующие три года Петер успел поработать уборщиком в отеле, машинистом подъемника, лыжным инструктором, спасателем… Какая разница, чем заниматься, если девять месяцев в году можно кататься на лыжах?
    Начало 70-х, эпоха хиппи… На лыжных курортах США возникло новое явление, быстро получившее название "хотдоггинг": длинноволосые молодые люди в драных джинсах и ковбойских шляпах носились по буграм, с воплями "Yahoooo!" прыгали с наспех насыпанных трамплинов, делали сальто и танцевали на лыжах вальс. Позже все это стало называться "фристайл", но тогда, в начале 70-х, никто и не помышлял об официальном признании: хотдоггинг был всего-навсего одним из выражений "бунта" хиппующей молодежи - наряду с сексом, наркотиками и рок-н-роллом.
    Зараза быстро проникла в Европу - сначала в свободолюбивую Францию, потом в Италию и Австрию, наконец перекинулась на Скандинавию и добралась до Риксгрансена. Петер Бушар без размышлений присоединился к бунтовщикам.


    Летом 1974 года он и двое его друзей отправляются на ледник в Ле Дез Альп, в международный хотдог-лагерь. Горячие шведские парни наконец увидели настоящую акробатику, научились своим первым сальто и балетным разворотам. Узнали они и о том, что серьезные взрослые дяди из "Camel" хотят им помочь и срочно организуют "Camel Hotdog World Trophy" - из чистого альтруизма, разумеется.
    Петер оставил Риксгрансен и присоединился к лыжному цирку "Camel". Соревнования проводились каждую неделю, уже определились три дисциплины фристайла - воздушная акробатика, могул и балет, но пока еще в форме троеборья.

    Шведская Ассоциация Лыжного Спорта по-скандинавски долго определяла свое отношение к хотдоггингу - то ли запретить опасную забаву, то ли поддержать, но в 1976 году сменила гнев на милость. Петер Бушар вошел в первый состав национальной сборной по фристайлу. Как и другие спортсмены, он выступал во всех трех дисциплинах, но успешнее всего в акробатике и балете - один или в паре с канадкой Стефани Слоан, будущей трехкратной чемпионкой мира.
    Подтянулись и спонсоры. В 1977 году Петер получил предложение от "Roy-Ski", процветающей итальянской лыжной фирмы, и начал выступать в лыжном шоу "Roy Ski Team", гастролировавшем по Европе. Одиночные и групповые номера, представлявшие собой смесь балета и опасных прыжков, дневные и ночные шоу, постановочный свет, фейерверки… теперь уже под "Deep Purple" и "Queen". Прощальный бал хотдоггинга.


    В 1979 году FIS приняла фристайл под свое крыло.

    Бушар покинул сборную и ушел из шоу. Некоторое время он проработал инструктором в Оре, затем снова собрался в путь и уехал на Кипр. Виндсерфинг - вот где еще оставалась свобода!
    Через два года все закончилось. Травма была, конечно, не первой, но последней, судя по всему… На этот раз позвоночник. Операция, восстановление… О горных лыжах можно было забыть.

    Нелегко начинать с нуля в 33 года, но бывший хотдоггер не собирался сдаваться: он отправился в Стокгольм и поступил в медицинское училище - учиться массажу и физиотерапии. А заодно и живописи - в народном университете.
    Жизнь со скрипом набирала обороты: учеба, год на Карибах, затем Испания, снова Стокгольм, опять учеба, медицинский диплом, новые уроки живописи, небольшая клиника в Гётеборге, затем цигун, тайцзи... И дзэн.
    Не дзэн-буддизм с наивными притчами о Будде и стонами "оммм" - нет, просто дзэн, "философия обыденного сознания", которая учит видеть очевидное, отличать необходимое от лишнего и с благодарностью принимать каждую отпущенную минуту жизни.
    И в один прекрасный момент оказалось, что желанная и столь необходимая свобода всегда была в душе… Отнюдь не в лыжных трюках и наполненных ветром парусах. Удивительно - не правда ли?

    В 1992 году Бушар встал на лыжи, а еще через год отправился в Риксгрансен и снова стал работать инструктором. Правда теперь время приходилось делить - ведь у него были еще картины, медицинская практика, преподавание массажа и цигун.
    Отпраздновав пятидесятилетие, беспокойный швед снова собрался в дорогу: он переехал в Испанию и открыл частную клинику. Случай свел его с известным шведским художником Бриттом Хеденом, уже давно жившим в Испании. Хеден сумел оценить своеобразный художественный дар земляка, помог его развить, а затем уговорил впервые показать несколько картин на выставке. Сегодня картины Бушара регулярно появляются в галереях и на вернисажах, но первое признание пришло тогда.


    В Испании нашелся еще один элемент, странным образом вписавшийся в его почти сложившуюся картину мира - аргентинское танго. Правда, для начала пришлось изучить этот красивый и чувственный танец… Но почему бы и нет?

    Через три года Петер Бушар опять уехал на север, в Норвегию, и вновь стал инструктором - теперь в Трисиле. А еще через несколько лет появилось дзэн-ски, самая удивительная школа современных горных лыж. И не только лыж.

    Много лет назад знакомый инструктор обронил запомнившуюся мне фразу: "Мы не учим кататься, только повороты учим делать". Эта мысль наилучшим образом отражает сущность современного обучения горным лыжам по любой известной методике. Даже стоящие несколько особняком "фантомные движения" Харальда Харба в конечном счете сводятся к тому же: быстро научить выполнять базовые повороты на подготовленном пологом склоне. И это действительно можно сделать очень быстро - настолько быстро, что начинающий лыжник начинает поворачивать и разгоняться, элементарно не умея стоять на лыжах. Уже потом, в процессе самостоятельного катания вырабатывается чувство снега, баланс и доверие к лыжам. Либо не вырабатывается - что, к сожалению, происходит значительно чаще.


    Дзэн-ски предлагает противоположный подход. Путь лыжника начинается с осознания смысла своего занятия, с вопросов к самому себе: "Где я нахожусь? Зачем я здесь? Чего хочу от лыж? Нужно ли мне это?" В конце концов, кроме покатушек, на свете существует множество не менее интересных занятий.
    Второй шаг - это открытие чувства снега и лыж. Не когда-нибудь потом, а при самых первых спусках. Покой, открытость, любопытство, сосредоточенное погружение в гамму собственных ощущений - это и есть сущность дзэн-ски, своеобразная медитация на скольжение. Бушар учит ее достигать, в том числе, с помощью заимствованной из цигун техники расслабления и регуляции дыхания. Учит он и тому, что самый главный и лучший спуск в жизни нужно сделать здесь и сейчас, и он обязательно получится.
    В результате сам собой приходит мягкий сбалансированный стиль полностью осознанного катания, лишенный лишних усилий, ненужной агрессии, нелепых подражаний и претензий - стиль не только техничного, но и счастливого лыжника.

    Есть ли в дзэн-ски что-нибудь революционное? Пожалуй, что нет… Многие с годами начинают задавать себе простые вопросы и осознавать смысл слова "сейчас" - но только тогда, к сожалению, когда силы начинают уходить. Если бы догадаться раньше…
    А эта странная фраза, сказанная давным-давно одним тренером: "Не борись с горой, чувствуй ее!" - кому она была адресована? Мне. Но лишь много лет спустя я понял, что это значит. Если бы понять тогда…
    Если бы… Это и есть самое удивительное в дзэн-ски - то, что молодые лыжники, которых учит Петер Бушар, постигают нехитрую науку вовремя, а не тогда, когда остается только "если бы". Как же он это делает? Если бы знать…

    Вот такая история одного человека - лыжника, врача, философа и художника. И того, что у него получилось.


    Подробнее: www.zenskii.com , www.mindfulinlife.com , www.peterbuchar.com , www.skiguru.tv

    Skipper

    Комментарии 8 Комментарии
    1. Аватар для ИришкаВ
      Переношу сюда, по теме

    1. Аватар для iz3
      "… Многие с годами начинают задавать себе простые вопросы и осознавать смысл слова "сейчас" - но только тогда, к сожалению, когда силы начинают уходить. Если бы догадаться раньше…"

      А, может, это и есть мудрость? Которая приходит с годами и которую, пожалуй, не следует торопить? А то потратишь на созерцание часть жизни, предназначенную для преодоления стихий. Юность мужает в борьбе!
    1. Аватар для Skipper
      Преодолевать стихии - оно конечно. Вопрос в том, какие и зачем?
      Не знаю, как кому, но лично мне - пока мужал в борьбе - очень бы не помешало хоть немного ума. Да что уж теперь.
      Сразу "Великолепная семерка" вспомнилась:
      Я знал одного парня в Эль-Пасо. Однажды он разделся и нагишом прыгнул в заросли кактусов. Я спросил его: "Зачем?!", а он ответил: "В тот момент мне показалось, что это хорошая идея."
    1. Аватар для iz3
      Цитата Сообщение от Skipper Посмотреть сообщение
      ...
      Не знаю, как кому, но лично мне - пока мужал в борьбе - очень бы не помешало хоть немного ума. Да что уж теперь.:
      Да теперь уж ничего! Мы - отработанный материал, и временами - довольно таки неплохо. Нам сейчас главное - Иришку уберечь от наших ошибок! А она что-то спряталась и не выходит. Ладно, если созерцанием занимается! А ну как страстям предаётся?
    1. Аватар для ИришкаВ
      Дык я тут, тока стесняюсь влезать. Вы о мудрости, куда мне.
      Можно спрошу, по лыжам? Если внимательно "прислушиваться" к чувствам, при неправильной технике, то ИМХО еще быстрей закатаются ошибки. Как отличить, совсем зеленому чайнику, правильные чувства от ошибочных?
      И еще: в другой теме уже спрашивала, про типы учеников, по Гуршману. Реально ли существуют: "визуалы", "исполнители", "чувствоавльщики", мыслители"? Или выдумка?

      ЗЫ. По страстям: у мну дочери 12 лет, еще 2-3 года, можно спокойно пожить, без страстей. Уже осознала.


      ЗЫЗЫ. По статье: смотрела картины на qiart. Не все понятно, но интересно, правда.
    1. Аватар для Skipper
      Цитата Сообщение от ИришкаВ Посмотреть сообщение
      Уже осознала.
      Ну вот, доигралась. Начальная стадия мудрости. Теперь уже ничего не поделаешь.

      Цитата Сообщение от ИришкаВ Посмотреть сообщение
      Как отличить ... правильные чувства от ошибочных?
      Дело не в правильных и неправильных ощущений (кстати, у здорового человека неправильных не бывает). Дело в том, чтобы позволить своему телу сделать то, что оно считает необходимым в данной ситуации.
      Как младенец учится ходить? Целенаправленно - никак. У него есть несколько фундаментальных рефлексов, их совершенно достаточно. Дите понемногу начинает ползать, потом встает, потом ходит, потом бегает. Думаю, сама прекрасно знаешь.
      А как детей учат плавать? Тоже никак. Опускают в воду, ребенок рефлекторно плывет.
      У взрослых все это никуда не девается, но подавлено. Идея в том, что "вслушивание" в ощущения связывает сознание и не дает ему вмешиваться - рефлексы при этом освобождаются.

      Цитата Сообщение от ИришкаВ Посмотреть сообщение
      Реально ли существуют: "визуалы", "исполнители", "чувствоавльщики", мыслители"? Или выдумка?
      Не совсем выдумка. Но речь не столько о типах людей, сколько о выборе наиболее эффективного способа достучаться до ученика.
      Но сам-то ученик как контролирует свои действия? Только через ощущения. На этапе выполнения любой человек - "чувствовальщик". Либо он не способен самостоятельно двигаться.
    1. Аватар для ИришкаВ
      Цитата Сообщение от Skipper Посмотреть сообщение
      Дело в том, чтобы позволить своему телу сделать то, что оно считает необходимым в данной ситуации.
      Как младенец учится ходить? Целенаправленно - никак.
      Не могу понять, правда. Не развожу ниразу.

      Я спрашивала, в др. теме:
      Цитата Сообщение от ИришкаВ Посмотреть сообщение
      Те. НЕ учиться, вообще, достигать гармонии "методом тыка"?
      Вы ответили:
      Цитата Сообщение от Skipper Посмотреть сообщение
      Обязательно учиться! Метод тыка исключается категорически. Для начала инструктор, упражнения - все как обычно.
      Но младенец учится, "методом тыка", без инструктора!!!
      Дать телу делать, что оно считает нуужным, значит НЕ учиться?
      Не догоняю, при моей начальной стадии, однозначна.
    1. Аватар для Skipper
      "Учиться, учиться и учиться!"(c)
      Но! Инструктор показывает (или рассказывает), что необходимо делать, но не как. Способ выполнения можно и нужно доверить своему телу - если с ним дружить и внимательно его слушать.

      Кстати говоря, все традиционные подходы к обучению приводят именно к методу тыка: ученик пробует повторить движение - как понял, разными способами. Пока, наконец, инструктор не начнет ритмически кивать и издавать одобрительные звуки. Но ученик запоминает исключительно общий рисунок движений, понравившийся инструктору, а отнюдь не характер своего взаимодействия со снегом. Другой склон, другой снег - и этот рисунок уже не катит. И как ехать? Инструктора-то рядом нет, кивать некому, а самому понять не с чего.
  • Комментарии к статьям

    iz3

    Спасибо , Иришка!
    С утра налил себе рюмочку и под "пролетарии всех стран..."...
    Ну, дальше под... К последнему сообщению

    Анализ горнолыжной техники. Главные движения.

    iz3 в 07.11.2013
    Skipper

    Круто.
    Ну, за кспроприацию кспроприаторов. К последнему сообщению

    Анализ горнолыжной техники. Главные движения.

    Skipper в 07.11.2013
    ИришкаВ

    Спасибо, но мне ЭТО, как до Луны, увы. http://kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_sigh.gif
    ... К последнему сообщению

    Анализ горнолыжной техники. Главные движения.

    ИришкаВ в 06.11.2013
    iz3

    Да уж, что-то дяденьки расшалились!
    Видимо, в преддверии завтрашнего НАСТОЯЩЕГО праздника!
    С... К последнему сообщению

    Анализ горнолыжной техники. Главные движения.

    iz3 в 06.11.2013
  • Объявления

    ИришкаВ

    Московский Лыжный Салон 2013, 25-27 октября.

    Автор: ИришкаВ

    Не забывайте плззз: 25-27 октября, в Гостинном Дворе, пройдет Московский Лыжный Салон 2013. Кроме специальных и развлекательных программ, это удобная

    27.10.2013, 21:21 от selfit57 К последнему сообщению
    ИришкаВ

    С Великим Праздником Победы.

    Автор: ИришкаВ

    Нас всех с Великим Праздником.

    11.05.2013, 19:20 от Admin К последнему сообщению
    Admin

    С наступающим!

    Автор: Admin

    Побольше бы снега, и повыше гор

    31.12.2012, 15:57 от Admin К последнему сообщению
    Admin

    Ирина. Поздравляю с праздником весны

    Автор: Admin

    Тебя и всех женщин в твоем лице. Любви, солнца, и конечно же отличного снега в в уходящем сезоне!

    10.03.2012, 20:15 от ИришкаВ К последнему сообщению
    ИришкаВ

    Защитникам УРРРА!!!

    Автор: ИришкаВ

    Дорогие мужчины-рыцари-защитники!
    С праздником вас!!! Завтра хорошо покатать и отпраздновать!!!

    Вот вам, для релакса и настроения,

    22.02.2012, 22:33 от Admin К последнему сообщению