Если на время прогнать желание сравнивать, оценивать и спорить, истощающее душевные силы, а взамен внимательно наблюдать происходящее вокруг и внутри, появится шанс испытать нечто совершенно особенное... Даже если приходилось видеть и совершать невероятные вещи.
Петер Бушар
Демобилизовавшись в 1971 году, Петер Бушар не стал долго думать о выборе жизненного пути, а сел в поезд и махнул на самый север Швеции, в Лапландию. На курорте Риксгрансен как раз не хватало персонала, и за следующие три года Петер успел поработать уборщиком в отеле, машинистом подъемника, лыжным инструктором, спасателем… Какая разница, чем заниматься, если девять месяцев в году можно кататься на лыжах?
Начало 70-х, эпоха хиппи… На лыжных курортах США возникло новое явление, быстро получившее название "хотдоггинг": длинноволосые молодые люди в драных джинсах и ковбойских шляпах носились по буграм, с воплями "Yahoooo!" прыгали с наспех насыпанных трамплинов, делали сальто и танцевали на лыжах вальс. Позже все это стало называться "фристайл", но тогда, в начале 70-х, никто и не помышлял об официальном признании: хотдоггинг был всего-навсего одним из выражений "бунта" хиппующей молодежи - наряду с сексом, наркотиками и рок-н-роллом.
Зараза быстро проникла в Европу - сначала в свободолюбивую Францию, потом в Италию и Австрию, наконец перекинулась на Скандинавию и добралась до Риксгрансена. Петер Бушар без размышлений присоединился к бунтовщикам.
Летом 1974 года он и двое его друзей отправляются на ледник в Ле Дез Альп, в международный хотдог-лагерь. Горячие шведские парни наконец увидели настоящую акробатику, научились своим первым сальто и балетным разворотам. Узнали они и о том, что серьезные взрослые дяди из "Camel" хотят им помочь и срочно организуют "Camel Hotdog World Trophy" - из чистого альтруизма, разумеется.
Петер оставил Риксгрансен и присоединился к лыжному цирку "Camel". Соревнования проводились каждую неделю, уже определились три дисциплины фристайла - воздушная акробатика, могул и балет, но пока еще в форме троеборья.
Шведская Ассоциация Лыжного Спорта по-скандинавски долго определяла свое отношение к хотдоггингу - то ли запретить опасную забаву, то ли поддержать, но в 1976 году сменила гнев на милость. Петер Бушар вошел в первый состав национальной сборной по фристайлу. Как и другие спортсмены, он выступал во всех трех дисциплинах, но успешнее всего в акробатике и балете - один или в паре с канадкой Стефани Слоан, будущей трехкратной чемпионкой мира.
Подтянулись и спонсоры. В 1977 году Петер получил предложение от "Roy-Ski", процветающей итальянской лыжной фирмы, и начал выступать в лыжном шоу "Roy Ski Team", гастролировавшем по Европе. Одиночные и групповые номера, представлявшие собой смесь балета и опасных прыжков, дневные и ночные шоу, постановочный свет, фейерверки… теперь уже под "Deep Purple" и "Queen". Прощальный бал хотдоггинга.
В 1979 году FIS приняла фристайл под свое крыло.
Бушар покинул сборную и ушел из шоу. Некоторое время он проработал инструктором в Оре, затем снова собрался в путь и уехал на Кипр. Виндсерфинг - вот где еще оставалась свобода!
Через два года все закончилось. Травма была, конечно, не первой, но последней, судя по всему… На этот раз позвоночник. Операция, восстановление… О горных лыжах можно было забыть.
Нелегко начинать с нуля в 33 года, но бывший хотдоггер не собирался сдаваться: он отправился в Стокгольм и поступил в медицинское училище - учиться массажу и физиотерапии. А заодно и живописи - в народном университете.
Жизнь со скрипом набирала обороты: учеба, год на Карибах, затем Испания, снова Стокгольм, опять учеба, медицинский диплом, новые уроки живописи, небольшая клиника в Гётеборге, затем цигун, тайцзи... И дзэн.
Не дзэн-буддизм с наивными притчами о Будде и стонами "оммм" - нет, просто дзэн, "философия обыденного сознания", которая учит видеть очевидное, отличать необходимое от лишнего и с благодарностью принимать каждую отпущенную минуту жизни.
И в один прекрасный момент оказалось, что желанная и столь необходимая свобода всегда была в душе… Отнюдь не в лыжных трюках и наполненных ветром парусах. Удивительно - не правда ли?
В 1992 году Бушар встал на лыжи, а еще через год отправился в Риксгрансен и снова стал работать инструктором. Правда теперь время приходилось делить - ведь у него были еще картины, медицинская практика, преподавание массажа и цигун.
Отпраздновав пятидесятилетие, беспокойный швед снова собрался в дорогу: он переехал в Испанию и открыл частную клинику. Случай свел его с известным шведским художником Бриттом Хеденом, уже давно жившим в Испании. Хеден сумел оценить своеобразный художественный дар земляка, помог его развить, а затем уговорил впервые показать несколько картин на выставке. Сегодня картины Бушара регулярно появляются в галереях и на вернисажах, но первое признание пришло тогда.
В Испании нашелся еще один элемент, странным образом вписавшийся в его почти сложившуюся картину мира - аргентинское танго. Правда, для начала пришлось изучить этот красивый и чувственный танец… Но почему бы и нет?
Через три года Петер Бушар опять уехал на север, в Норвегию, и вновь стал инструктором - теперь в Трисиле. А еще через несколько лет появилось дзэн-ски, самая удивительная школа современных горных лыж. И не только лыж.
Много лет назад знакомый инструктор обронил запомнившуюся мне фразу: "Мы не учим кататься, только повороты учим делать". Эта мысль наилучшим образом отражает сущность современного обучения горным лыжам по любой известной методике. Даже стоящие несколько особняком "фантомные движения" Харальда Харба в конечном счете сводятся к тому же: быстро научить выполнять базовые повороты на подготовленном пологом склоне. И это действительно можно сделать очень быстро - настолько быстро, что начинающий лыжник начинает поворачивать и разгоняться, элементарно не умея стоять на лыжах. Уже потом, в процессе самостоятельного катания вырабатывается чувство снега, баланс и доверие к лыжам. Либо не вырабатывается - что, к сожалению, происходит значительно чаще.
Дзэн-ски предлагает противоположный подход. Путь лыжника начинается с осознания смысла своего занятия, с вопросов к самому себе: "Где я нахожусь? Зачем я здесь? Чего хочу от лыж? Нужно ли мне это?" В конце концов, кроме покатушек, на свете существует множество не менее интересных занятий.
Второй шаг - это открытие чувства снега и лыж. Не когда-нибудь потом, а при самых первых спусках. Покой, открытость, любопытство, сосредоточенное погружение в гамму собственных ощущений - это и есть сущность дзэн-ски, своеобразная медитация на скольжение. Бушар учит ее достигать, в том числе, с помощью заимствованной из цигун техники расслабления и регуляции дыхания. Учит он и тому, что самый главный и лучший спуск в жизни нужно сделать здесь и сейчас, и он обязательно получится.
В результате сам собой приходит мягкий сбалансированный стиль полностью осознанного катания, лишенный лишних усилий, ненужной агрессии, нелепых подражаний и претензий - стиль не только техничного, но и счастливого лыжника.
Есть ли в дзэн-ски что-нибудь революционное? Пожалуй, что нет… Многие с годами начинают задавать себе простые вопросы и осознавать смысл слова "сейчас" - но только тогда, к сожалению, когда силы начинают уходить. Если бы догадаться раньше…
А эта странная фраза, сказанная давным-давно одним тренером: "Не борись с горой, чувствуй ее!" - кому она была адресована? Мне. Но лишь много лет спустя я понял, что это значит. Если бы понять тогда…
Если бы… Это и есть самое удивительное в дзэн-ски - то, что молодые лыжники, которых учит Петер Бушар, постигают нехитрую науку вовремя, а не тогда, когда остается только "если бы". Как же он это делает? Если бы знать…
Вот такая история одного человека - лыжника, врача, философа и художника. И того, что у него получилось.
Подробнее: www.zenskii.com , www.mindfulinlife.com , www.peterbuchar.com , www.skiguru.tv
Skipper